Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Дипломная работа на тему: Система женских персонажей в романе Ф.М. Достоевского Идиот специфика авторской стратегии

Купить за 600 руб.
Страниц
48
Размер файла
49.58 КБ
Просмотров
34
Покупок
0
Специфические особенности русской литературы XIX в., концентрирующие опыт духовной жизни страны - пряженный пафос искания общественной и личной правды, сыщенность пытливой, беспокойной мыслью,

Введение

Специфические особенности русской литературы XIX в., концентрирующие опыт духовной жизни страны - напряженный пафос искания общественной и личной правды, насыщенность пытливой, беспокойной мыслью, соединение удивительной отзывчивости на трудные, больные вопросы и противоречия современности с обращенностью к наиболее устойчивым, постоянным "вечным" темам личного и общественного бытия России и всего человечества. Эти черты получили яркое выражение в произведениях гениальных романистов второй половины XIX в. - Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, которые и сегодня в духовном плане остаются живыми нашими современниками. Их творчество необъятно раздвинуло границы реалистического искусства, углубило и обогатило самые его возможности, обнаружило новый потенциал психологического анализа.

Творческая индивидуальность определяется особенностями таланта писателя, его мировоззрением, принципами художественного отражения жизни и проявляется в особенностях материала, отобранного в процессе творческого поиска, в оценке жизненных явлений, в способах создания художественных образов.

Главной проблемой для писателя всегда оставалась именно проблема веры: социальное - проходящее, вера - вне времени. Для Достоевского нравственно-психологические искания и отображения всегда оказывались лишь производными от проблем религиозных.

Какие бы ни изображались характеры, мужские или женские, вопрос об укорененности в вере оставался для писателя одним из важнейших.

В одной из записных книжек Достоевский, отвечая на словах некоторых критиков о нем, что он психолог, писал, что он не психолог, а "реалист в высшем смысле", изображающий все глубины души человеческой. Эти слова писателя о себе самом передают нам сущность всего художественного творчества Достоевского и дают ключ к пониманию его произведений. Н. Бердяев называл Ф.М. Достоевского реалистом мистическим. Автор "Братьев Карамазовых", действительно, сформулировал основные принципы фантастического реализма и реализовал их в своём творчестве, которое оказало огромное влияние на литературу ХХ века в России и на Западе (Ф. Сологуб, А. Белый, Ф. Кафка и др.).

Ф.М. Достоевский вошел в историю мировой литературы, прежде всего как гениальный философ и психолог. Практически в каждом произведении Достоевского мы погружаемся в мир неустанного поиска и духовной борьбы. Достоевского интересовала правда, которая пережита и лично выстрадана человеком; правда, обретенная им в итоге нелегкого пути проб и ошибок, заблуждений, сомнений, прозрений.

Исследовательской проблемой данного дипломного сочинения является репрезентация женских образов в творчестве Достоевского на материале романа "Идиот".

Цель работы: рассмотреть особенности функционирования женских образов в романе Ф.М. Достоевского "Идиот", исследовать проблему возможности "восстановления" героинь.

Цель работы определила следующие задачи:

) охарактеризовать женские типы в романе Ф.М. Достоевского "Идиот", определить их художественную специфичность и своеобразие авторских стратегий;

) выявить художественные средства раскрытия характеров героинь, в частности, специфику визуального восприятия.

Методы - анализ художественного текста, работа с критической, справочной и научно-популярной литературой.

Предмет работы - роман Ф.М. Достоевского "Идиот".

Объектом исследования данной работы являются женские образы романа Ф. Достоевского "Идиот".

В христианской культуре России женское начало онтологически вторично и подчинено мужскому началу. Это просматривается и в православных наставлениях, и в "Поучениях Владимира Мономаха", жившего в XII в., и в "Домострое" (с XVI до XX в.). Тем не менее, следует отметить, что наиболее почитаемой и любимой иконой на Руси была икона Божией Матери. Почитание женского начала нашло свое выражение именно в этой форме.

В начале ХIХ века вопросы, которые ставила русская классика, обсуждались в гостиных и салонах: проблема свободного выбора в любви для женщины, самостоятельное определение женского пути. Образ яркой, активной, сильной женщины, описываемый не раз в романах Ж. Санд, сформировал сознание многих российских женщин. В истории русской классической литературы дискурс женственности, идущий от Ж. Санд, прослеживается в таких разных произведениях, как "Бедная Лиза", "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Кроткая", "Крейцерова соната", "Отец Сергий", "Леди Макбет Мценского уезда", "Идиот" и многих других. Именно под влиянием французской романистки многие русские писатели обратились "к женскому вопросу". А. Дружинин, А. Писемский, А. Островский, Н. Некрасов, В. Белинский, А. Герцен образуют в русском обществе 1840-1850-х годов направление, которое можно было бы назвать "неофеминизмом". В основе литературной репрезентативности женственности лежит, с одной стороны, определенный тип, что несет определенную научно-логическую организацию, с другой - образ, включающий некое личностное, эмоциональное наполнение, идущее от создателя. (Жеребкина;118)

Гендерный подход способствует пересмотру и новому прочтению известных текстов. Основываясь на литературном материале, наука создает две противопоставленные парадигмы, две типологии персонажей.

В основе одной - типологии мужских персонажей - лежит социальный фактор, т.е. фактор культуры: "маленький человек", "лишний человек", "новый человек" - это типология "людей".

Типология же персонажей женских, основываясь на факторе натуры, в целом укладывается в оппозицию ангел / ведьма, и существующая социальная типология (уездная барышня, институтка, эмансипированная женщина) не параллельна первой и тем более не перекрывает ее, а скорее вбирается ею. Выключенностью женщин из сферы социальных отношений Ю.М. Лотман объяснял возможность идеализации их образов в литературе.

Татьяны, Лизы и Наташи, как правило, являются художественным воплощением именно женских идеальных качеств: верности, духовной красоты, нравственной чистоты, инстинктивного обладания истиной. Традиционное литературоведение, интерпретируя художественные тексты, в гендерном смысле воспринимает их некритически, не задумываясь над тем, что изображение женщины, даже при общем позитивном настрое автора, как правило, объективно снижает ее образ. Можно сказать, что в художественных текстах декларируемый идеологический дискурс не совпадает с реальной, порой не отрефлектированной самим автором репрезентацией женских персонажей.

Сильные женщины русской классики - это в основном девушки (прежде всего тургеневские), иногда вдовы, вроде достаточной Одинцовой из романа И.С.Тургенева "Отцы и дети", или властные матроны. Крайне редко это замужние женщины, вроде Анны Карениной. У Ф.М.Достоевского в роли сильных женщин выступают так называемые "инфернальницы", дамы полусвета, вроде Грушеньки из "Братьев Карамазовых" или Настасьи Филипповны из романа "Идиот". Как правило, сильные женщины связывают свою человеческую реализацию только с любовью к мужчине, со служением ему, с жертвой для него. По справедливому замечанию А.И.Герцена, женщина в русской культуре "загнана в любовь".

Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, присущие русскому национальному характеру. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей неповторимой душевной красотой. Только в русской литературе столько внимания уделяется изображению внутреннего мира и сложных переживаний женской души.

И Достоевский, как гениальный читатель и чуткий критик, отреагировал на гендерную тематику в творчестве русских писателей. Романист включился в полемику вокруг пушкинской Татьяны и наиболее точно уловил сущность этого характера. Татьяна - "натура глубокая, любящая, страстная". Татьяне свойственно серьезное отношение к жизни, к любви и к своему долгу, у нее сложный душевный мир. Все эти черты воспитали в ней связь с русским народом и русской природой, создавшими поистине русскую женщину, человека большой душевной красоты. Белинский нападал на Татьяну за отказ Онегину; Достоевский восклицал: "Вот тут-то и сказалась русская женщина!".

Также полон красоты и трагизма образ Катерины в драме Островского "Гроза", в котором, по мнению Добролюбова, отразились лучшие черты характера русского народа, душевное благородство, стремление к правде и свободе, готовность к борьбе и протесту. Катерина - "светлый луч в темном царстве", исключительная женщина, натура поэтически-мечтательная. Борьба между чувством и долгом приводит к тому, что Катерина публично кается перед мужем и, доведенная до отчаяния деспотизмом Кабанихи, кончает жизнь самоубийством.

Исследователи обратили внимание на интерес Достоевского к драме "Гроза". Так, Б.Н. Тихомиров выразил предположение, что автором разбора "Гроза" (Светоч, 1860г), вероятно, был сам Ф.М. Достоевский (до этого считалось, что автором разбора был его брат М.М. Достоевский). В этом разборе был сделан акцент на внутренний конфликт, связанный с психологической драмой героини, борением между долгом и страстью.

Ю.М.Лотман выделяет три стереотипа женских образов в русской культуре, которые "вошли в девичьи идеалы и реальные женские биографии". Первый - это образ "нежно любящей женщины, жизнь чувства которой разбиты", второй - "демонический характер, смело разрушающий все условности созданного мужчинами мира", "третий типический литературно-бытовой образ - женщина-героиня. Характерная черта - включенность в ситуацию противопоставления героизма женщины и духовной слабости мужчины". (40) Хотя исследователь рассматривает русскую культуру XIII - начала XIX века, эти три основных стереотипа вполне отражают особенности женских типов и в культуре предыдущих, следующих национальной традиции, и последующих отрезков времени.

Репрезентация женских характеров в творчестве Ф.М. Достоевского, учитывающая предшествующую традицию, глубоко специфична. Если Тургенев в своих первых романах изображал чистых, возвышенно-поэтичных девушек (в дальнейшем наблюдалось усложнение женской характерологии), то Достоевский, как правило, выявлял в женщинах сложность и психологическую двойственность натуры. Это относилось даже к типам, противопоставленным "инфернальницам" (например Аглая в романе "Идиот"). У Л. Толстого изображение женщины органично включалось в семейную тематику (Наталья Ростова, Анна Каренина). У Достоевского качественно иной дискурс, специфику которого мы постараемся выявить в настоящей дипломной работе.

Оглавление

- Введение

- Система женских персонажей в романе Ф.М. Достоевского Идиот специфика авторской стратегии .1 Система женских персонажейдоминантные характеристики

- Специфика визуального восприятия Глава 2. Радикальный поворот замысла проблема восстановления героинь

- Заключение

Заключение

Достоевский исследует такую психическую сферу, где мысль и воля находятся в постоянном контакте с высшими духовными сущностями, где поток обычного опыта постоянно разбивается о последние и абсолютные ценности и где никогда не стихает ветер духа, который опутан символической сетью "относительной реальности"(70).

В мире Достоевского стремление героев жить, стоя на краю бездны, оборачивается катастрофой как для них самих, так и для окружающих. Но в моменты конфликтов у героев Достоевского появляется острейшая потребность в красоте, и не просто в красоте, как в источнике эстетического воздействия, но и красоте, как источнике преобразования духа.

У Ф.М. Достоевского каждый герой имеет свой неповторимый голос, свой тип сознания. Л. Толстой, как правило, знает, что будет с его героями дальше в процессе развития сюжета, но автор в романе Достоевского не занимает позиции всеведения, всезнания, автор ищет истину вместе со своими читателями, героями. Он сталкивает голоса разных героев, вводит их в диалог, активно пользует диалог сознаний. В диалог вступают равноправные голоса, в чем-то очень близкие, но в чем-то очень разные, голоса проникают один в другой. Диалог сознаний позволяет высветить особенности сознания всех героев со всеми их плюсами и минусами. Достоевскому это очень важно, так как он считает, что сознание человека полярно (человек - ни ангел, ни злодей, он должен совершить выбор. "определиться в Боге"). Мысли и переживания героев как бы в "вихревом" потоке; они постоянно находятся в динамичном развитии. Романист выбирал наиболее трагичные ситуации. Отсюда и общечеловеческая, вселенская потребность к любви, к которой стремятся его герои.

Все женщины Достоевского чем-то похожи друг на друга. Но каждая неповторима. В образе Настасьи Филипповны изображена трагедия женщины, вынужденной продавать свою красоту и не желающей мириться с унижением ее человеческого, женского достоинства. Надрыв Настасьи Филипповны - обратная сторона гордыни, что надрыв этот делает ситуацию безвыходной. Не оправдалась надежда князя: "Ах, кабы добра! Все было бы спасено!" Настасья Филипповна очень несчастна, она "сострадания достойна", и герой реагирует прежде всего на это.

Думается, что даже не отправься Аглая "уничтожать" соперницу, счастье князя с нею было вряд ли возможно. Через страдание Настасьи Филипповны князь не переступил бы. "Она ведь умерла бы! Я никак не могу вам этого объяснить...", - говорит князь Евгению Павловичу. Никакое счастье невозможно, если тебе вслед плачут. "Жалость твоя, пожалуй, еще пуще моей любви", - говорит князю Мышкину Рогожин. Жалость князя - самоотверженная, в которой не остается места для любви к самому себе.

В судьбе Настасьи Филипповны действует "закон саморазрушения", не сумев отречься от своей гордыни, она разрушила все вокруг себя. Гордыня Аглаи же не имеет такой разрушительной силы, в силу того, что эта героиня ещё слишком юна.

Существенной проблемой темы диплома является аспект динамической поэтики, который намечен в данной работе. Радикальный поворот замысла романа "Идиот" ознаменовался кульминационной записью: "Синтез романа. Разрешение затруднения". Она связана с метаморфозой: главный герой - не великий грешник, а положительно прекрасный человек, к тому же - невинный. Характеры женщин в значительной мере репрезентируются через их отношение к князю ("целое у меня выходит в виде героя" - писал Достоевский). Настасья Филипповна ощущает "глубину невинности князя", внутренне восхищается им, но не считает себя достойной его. Аглая "вся сердцем отдалась князю, потому что он невинен", но её чувство к князю неотделимо от озлобленной гордости. В том и другом случае наблюдается выраженная психологическая осложнённость эмоций героинь и их характеров в целом, усиливавшаяся в процессе эволюции замысла. В ранних вариантах характер Настасьи Филипповны был гораздо более однозначен: характер "буйный…, бешенный, сумасшедший". Как точно заметил В. Свительский, в окончательной редакции метания Настасьи Филипповны между мужчинами-соперниками " не столько выражение её натуры. Сколько результат её поругания и неиссякающей тоски по идеалу и полноценной реализации. Достоевский в окончательной редакции акцентирует драматизм этого противостояния.

Вопрос о "доведении Аглаи до человечности" остается проблематичным. Симптоматично, что в эпилоге она оказывается в исповедальне католического патера, овладевшего её умом до исступления. Учитывая негативное отношение Достоевского к католичеству, можно констатировать, что не только житейский и жизненные, но и духовные пути главных героев (Мышкина и Аглаи) окончательно разошлись. Симптоматично, что именно Вера Лебедева (а не Аглая) прониклась такой силой сострадания к князю Мышкину, что даже заболела. Можно согласиться с Н.Лосским, что союз князя с Верой Лебедевой был бы вполне гармоничным и духовно-уравновешенным.

Выходит героям Ф.М. Достоевского недостало простоты, доверия и терпения хоть чьего-нибудь еще, кроме князя Мышкина, для спасения, "восстановления" и гармоничных отношений.

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
48
Размер файла
49.58 КБ
Просмотров
317
Покупок
0
Система женских персонажей в романе Ф.М. Достоевского Идиот специфика авторской стратегии
Купить за 600 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1952 оценок
среднее 4.2 из 5
uzinskayaantonina Прекрасный эксперт, все очень хорошо сделала, умничка каких мало, были проблемы с самим сайтом (некорректно работал...
Михаил Спасибо большое за доклад! Все выполнено в срок. Доклад был принят и одобрен.
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!
Елена Елена прекрасно справилась с задачей! Спасибо большое за великолепно выполненную работу! Однозначно рекомендую!

Рассчитай стоимость работы через Telegram