Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Курсовая работа на тему: Роль патриарха Филарета в развитии русско - иерусалимских церковных отношений

Купить за 350 руб.
Страниц
42
Размер файла
67.2 КБ
Просмотров
33
Покупок
2
Первые десятилетия 17 века были крайне сложными для России. Ослабленная после Смутного времени, она остро нуждалась как в мирной передышке, так и внутренней стабильности.

Введение

Первые десятилетия 17 века были крайне сложными для России. Ослабленная после Смутного времени, она остро нуждалась как в мирной передышке, так и внутренней стабильности. Большую роль в этом должна была сыграть русская православная церковь, которую в 1619 году возглавил отец русского царя - Филарет. Второй раз в истории России (после митрополита Алексия и малолетнего Дмитрия Донского) высшее лицо церкви активно участвует не только в церковных делах, но и управлении государством. Отец и сын сумели обеспечить мирную передышку, стабилизировали положение в стране. В этом заслуги Филарета перед церковью не меньшие, чем перед государством.

Особая страница истории - отношения с иерусалимской православной церковью. В эти годы среди православных патриархий роль Русской православной церкви неуклонно возрастает. Однако при этом ряд церковных обрядов и богослужебных книг существенно различались от греческих. В результате формируется специфическое сотрудничество - Россия регулярно посылает на восток милостыни, в т.ч. иерусалимскому патриарху, а в свою очередь получает содействие в получении греческой богослужебной литературы, найме учителей для церковных школ, наконец, информацию о государственных и церковных делах в османской империи.

Указанные проблемы освещаются в исследовательской литературе достаточно ограниченно. Если патриарх Филарет - в целом достаточно популярная фигура как для светских, так и для церковных историков, то взаимоотношения с иерусалимской патриархией у них чаще всего ограничиваются лишь визитом Феофана 1619-1621 годов и последующей поездкой по Украине.

Единственной работой по проблематике взаимоотношений Русской и Иерусалимской православных церквей следует назвать исследование Каптерева Н. Сношения Иерусалимских патриархов с русским правительством, опубликованные в т. II Православного Палестинского сборника. Автор широко опирается на церковные архивы и некоторые церковные жития.

Отличительной чертой актуального исторического знания является признание того факта, что переписывание истории - не дань конъюнктуре, а явление неизбежное и позитивное для современной науки (в том числе исторической), которая находится в затяжном процессе поиска средств, методов, стратегий исследований.

Цель данной курсовой работы - изучить русско-иерусалимские церковные отношения в период правления патриарха Филарета Никитича Романова. Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

1. Охарактеризовать патриаршество Филарета, выявив важнейшие его деяния и заслуги.

2. Раскрыть причины, сущность и значение сотрудничества взаимоотношений Русской и Иерусалимской православных церквей в период патриаршества Филарета.

Методами данного исследования являются анализ исследований по тематике, сравнение различных подходов, особенно светских и церковных историков, систематизация имеющихся данных.

Работа может быть использована в дипломатии, изучении стран Ближнего Востока и роли церквей в них.

Глава 1. Патриаршество Филарета Романова

1.1. Биография Филарета Никитича Романова

В ранние годы Фёдор Романов не помышлял о монашестве и духовной карьере. Боярин (с 1586 года), один из первых щёголей в Москве, сын влиятельного Никиты Захарьина-Юрьева, племянник царицы Анастасии, первой жены Ивана IV Грозного, он считался возможным соперником Бориса Годунова в борьбе за власть после смерти Фёдора Иоанновича в 1598 году. В 1590-е годы занимал ряд государственных и военных постов: был псковским наместником, участвовал в переговорах с послом императора Рудольфа II, служил воеводой в ряде полков.

Вместе с другими Романовыми, подвергшимися опале при Борисе Годунове, который рассматривал их как своих соперников в притязаниях на московский престол, в 1600 году был сослан. Он сам и его жена Ксения Ивановна Шестова были насильно пострижены в монахи под именами "Филарет" и "Марфа", что должно было лишить их прав на престол. Единственный выживший их сын - Михаил Фёдорович - впоследствии был, после окончания Смутного времени, избран в 1613 году царём.

Освобождённый как "родственник" из Антониево-Сийского монастыря Лжедмитрием I в 1605 году и занявший важный церковный пост (митрополит Ростовский) , Филарет остался в оппозиции свергнувшему Лжедмитрия Василию Шуйскому и с 1608 года играл роль "нареченного патриарха" в Тушинском лагере нового самозванца, Лжедмитрия II; его юрисдикция распространялась на территории, контролируемые тушинцами, при этом он представлял себя перед врагами самозванца как его "пленник" и не настаивал на своём патриаршем сане.

В 1610 году он был отбит ("отполонён") у тушинцев, вскоре принял участие в свержении Василия Шуйского и стал активным сторонником семибоярщины. Как и патриарх Гермоген, он в принципе не возражал против избрания царём Владислава Сигизмундовича, но требовал, чтобы тот принял православие.

Позднее он оказался в плену и у поляков, где он пробыл до 1619 года. Одною из главных забот царя Михаила Федоровича с самого избрания его на престол была забота освободить из плена своего отца митрополита Филарета Никитича. С этою целью еще в 1613 г. Земский Собор предлагал польскому королю Сигизмунду прекратить войну и разменяться пленными. В 1615 г. переговоры действительно начались, но не привели к желанной цели; потом не раз возобновлялись, пока продолжалась война, но также не имели успеха и только к концу 1618 г. (1 декабря) окончились заключением перемирия между Россиею и Польшею на четырнадцать лет и шесть месяцев. А размен пленных, когда освободился из неволи и митрополит Филарет, последовал только 1 июня 1619 г. при реке Поляновке, на рубеже за Вязьмою. Таким образом, Филарет пробыл в плену (с 13 апреля 1611 г.) восемь лет полтора месяца и два дня. Этот продолжительный плен, соединенный с тяжкими лишениями для Филарета, чрезвычайно возвысил его в глазах всех сынов России: на него смотрели как на мученика, пострадавшего за отечество и за православную веру от поляков.

Филарета тожественно встречали. "За пять верст от Москвы вышел навстречу Филарету сам государь со всем своим царским синклитом и бесчисленным множеством народа и поклонился в ноги своему отцу митрополиту, а последний также поклонился своему сыну государю, между тем как свидетели этого трогательного свидания проливали слезы. В самой Москве встретили Филарета духовные власти с крестами и иконами. Столица торжествовала: во всех церквах ее и монастырях пелись благодарственные молебны со звоном. Царь велел освободить узников из темниц, заложил в Москве церковь во имя пророка Елисея, празднуемого 14 июня, и дал обет сходить на богомолье по монастырям, в которых находились мощи и чудотворные иконы, что потом и исполнил"1.

Едва прошло несколько дней со времени возвращения митрополита Филарета, как совершилось его избрание и наречение в патриарха. В Москве находился тогда Иерусалимский патриарх Феофан, прибывший к нам ради милостыни и в первый раз представлявшийся государю 19 апреля того года. Встреча этого патриарха, когда он приближался к Москве и в самой Москве, а потом торжественный прием его государем в Золотой палате происходили по тому образцу, как прежде все это было устроено для Цареградского патриарха Иеремии. Помещение Феофану и его свите дано было в Чудовом монастыре. Неизвестно, в какой именно день Феофан держал совет с митрополитами, архиепископами, епископами и всем освященным Собором Русской земли, но только на этом совете все единогласно положили просить митрополита Филарета Никитича, чтобы он воспринял на себя патриаршеский сан, потому что ведали его "достойна быти таковому делу, и мужа во учениих Божественных апостол и отец зело изящна, и в чистоте жития и благих прав известна, наипаче же и сего ради, яко по плоти той царев отец, и сего ради да будет царствию помогатель, и строитель, и сирым заступник, и обидимым предстатель". Филарет долго не соглашался, называл себя недостойным, указывал на свою старость, на понесенные им скорби и озлобления, преждевременно изнурившие его, на свое желание посвятить себя безмолвному житию. Но когда после новых усиленных, но напрасных просьб напомнили ему, как бы он не подвергся гневу Божию за свое непослушание мольбам целого Собора и сопротивление воле Божией, старец митрополит дал свое согласие. Июня 20-го был у государя патриарх Феофан, а 21-го царь и отец его, посовещавшись между собою, приговорили быть наречению последнего на патриаршество Московское в следующий день. В этот день после молебствия в Успенском соборе Иерусалимский патриарх со всеми прочими архиереями прибыл в царскую Золотую палату, где уже находился царь с своими боярами, и, возвестив ему торжественно о состоявшемся избрании отца его на патриаршество, просил объявить об этом самому митрополиту Филарету и пригласить его для наречения в сан патриарха. Царь послал для этого к своему отцу двух архиереев и двух светских сановников. И когда Филарет явился, то царь сначала чрез думного своего дьяка Ивана Грамотина объявил ему об его избрании на патриаршество Собором, а потом сказал сам, что хотя доселе не смел просить его, своего родителя, на патриаршество, зная его на то непроизволение, но теперь, видя праведные судьбы Божии, просит его покориться воле Божией и воспринять патриаршеский престол. Филарет отвечал, что так как столь великое дело началось и совершается не по его хотению и мысли, то он, видя неизреченные судьбы Божии, не противится воле Божией, и царскому повелению, и патриаршему благословению и приемлет патриаршеский престол царствующего града Москвы и всея Великия России. Тогда царь поздравил своего отца с избранием и наречением на патриаршество и отпустил обоих патриархов и весь Собор в соборную церковь, откуда патриарх Феофан поехал к себе, прочие же архиереи отправились в патриаршие палаты, и возвели там новонареченного патриарха на патриаршее место.

Оглавление

- Введение .. . 3

- Патриаршество Филарета Романова

- Биография Филарета Никитича Романова

- Успехи Филарета на духовном и государственном поприщах

- Роль патриарха Филарета в развитии русско - иерусалимских церковных отношений

- Место Иерусалимской православной церкви и ее взаимоотношения с Русской православной церковью

- Утверждение Филарета патриархом

- Переписка между иерусалимскими и русскими патриархами

- Заключение .. 24

- Список использованной литературы 25

Заключение

Значение Московского Патриарха в лице патриарха Филарета достигло небывалого прежде значения. Он был не только патриархом, но и "великим государем", т.е. соцарствовал сыну. Царь Михаил всегда советовался с отцом в решении государственных дел, а нередко патриарх принимал решения государственной важности без указаний от царя. Несомненно, патриарх был твердой опорой для власти молодого царя.

Как писал митрополит Макарий (Булгаков), "представляя в лице своем необыкновенное сочетание двух высших служений на земле - царского и патриаршеского, Филарет Никитич достойно исполнил свое призвание".

В период патраршества укрепляются межцерковные связи между Русской и иерусалимской патриархиями. Восточные патриархии, оказавшиеся в Османской империи, оказались в крайне сложном положении. Они остро нуждались в деньгах, и выход видели в регулярных милостынях из Москвы. Для этого они регулярно посылали посольства и письма русским царю и патриарху, а время от времени приезжали и сами.

Самый первый визит в Россию патриарха Иерусалимского Феофана произошел в 1619 году, продлился до 1621 года. За это время Феофан участвовал в утверждении патриархом Филарета, провел ряд богослужений, но главное - первым обратил внимание Филарета на существенное число разночтений греческой и русской богослужебной литературы. Еще до Никона в России постепенно происходит унификация данной литературы.

Традиции сотрудничества православных церквей, заложенные патриархами Феофаном и Филаретом, позднее продолжали развиваться и далее, постепенно теряя односторонний характер регулярных милостыней из России на Восток.

Список литературы

1. Бахрушин С.В. Политические толки в царствование Михаила Федоровича // Бахрушин С.В. Труды по источниковедению, историографии и истории России эпохи феодализма. М., 1987.

2. Дьяконов М.А. Очерки общественного и государственного строя Древней Руси. СПб, 1912.

3. Знаменский П.В. Руководство к русской церковной истории. Казань, 1870.

4. Каптерев Н. Сношения Иерусалимских патриархов с русским правительством. т. II // Православный Палестинский сборник. Вып. 43, т. 15, вып. 1.

5. Костомаров Н.И. Филарет Никитич Романов // Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. В 3-х т. Т. 2. Ростов-на-Дону, 1997. С. 68-74.

6. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 2. Ростов-а-Дону, 1998. С. 184, 247.

7. Люткина Е.Ю. Патриарх Филарет как личность и государственный деятель: Историография, итоги, перспективы // Человек и его время. Сб. мат. всесоюзной школы молодых историков. М., 1991. С. 11, 12.

8. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской церкви. Кн. 6. Период самостоятельности Русской Церкви (1589-1881). Патриаршество в России (1589-1720). Отд. 1. М., 1996.

9. Маландин В.В. Патриарх Филарет // Великие государственные деятели России. М., 1996. Он же. Церковь и государство в патриаршество Филарета. Автореф. дис. .канд. ист. наук. М., 1996.

10. Пересыпкин О. Палестина, близкая нам // Эхо планеты. 1990, № 1 (92).

11. Петрушко В. Патриарх Филарет и царь Михаил // http://rusbatya.ru/stati/otczy-papy-bati/velikie-otczy/item/1311-patriarx-filaret-i-czar-mixail/

12. Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в смутное время. 5-е изд. М., 1995.

13. Платонов С.Ф. Московское правительство при первых Романовых // Платонов С.Ф. Под шапкой Мономаха. М., 2001.

14. Пресняков А.Е. Филарет Никитич, митрополит Ростовский, патриарх всея Руси // Люди смутного времени. СПб, 1905.

15. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. IV-V. М., 1989-1990.

16. Смирнов А.П. Святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всея России. М., 1874.

17. Сташевский Е.Д. Очерки по истории царствования Михаила Федоровича. Ч. 1. Киев, 1913.

18. Хитрово В.Н. Православие в Святой земле // Православный Палестинский сборник. СПб, 1881. Вып. 1, т. I.

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
42
Размер файла
67.2 КБ
Просмотров
159
Покупок
2
Роль патриарха Филарета в развитии русско - иерусалимских церковных отношений
Купить за 350 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1951 оценок
среднее 4.2 из 5
Михаил Спасибо большое за доклад! Все выполнено в срок. Доклад был принят и одобрен.
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!
Елена Елена прекрасно справилась с задачей! Спасибо большое за великолепно выполненную работу! Однозначно рекомендую!
Михаил Михаил отличный эксперт! Работу сделал раньше заявленного срока, все недочеты поправили, работой довольна! 5+